v_kalashnikov (v_kalashnikov) wrote,
v_kalashnikov
v_kalashnikov

Categories:

Академическая дача в живописи 1950-1970-х. Ленинградская школа

Оригинал взят у leningradartist в Академическая дача в живописи 1950-1970-х. Ленинградская школа
Frame-tim37

Н. Тимков. Академическая дача. 1960

Академическая дача имени И. Е. Репина — старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Расположена в Тверской области неподалёку от Вышнего Волочка в восьми километрах от железнодорожной станции в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино. В более широком смысле «Академической дачей» (или «Академичкой») называют окрестности творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и другими, во множестве заселёнными художниками в середине — второй половине ХХ века.

Академическая дача открылась 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками, принадлежавший Министерству путей сообщения, был взят в долгосрочную аренду Академией художеств. Первоначально была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Исключительная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В. А. Кокореву (1817—1889), уральскому солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний русского и западноевропейского искусства. В 1885 году на его средства и по проекту архитектора В. А. Кенеля на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, украшенный пропильной и глухой резьбой и ставший художественным центром ансамбля Академической дачи.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, С. Абугов, И. Левитан, М. Курилко, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники.

После 1917 года дача была отдана детям, здесь был открыт пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только после войны в 1948 году. С этого времени Академическая дача» превратилась в один из признанных центров творческой жизни. В разные годы здесь плодотворно работали и многие ленинградские живописцы, среди них В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Позднеев, С. Невельштейн, В. Кранц, П. Бучкин, В. Токарев, А. Токарева, Л. Байков, В. Набатов, Д. Маевский, Б. Угаров, А. Романычев, Н. Тимков, А. Васильев, Ю. Подляский, Л. Острова, В. Соколов, Е. Табакова, Л. Фокин и многие другие. Не случайно, отмечая роль Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её называют «русским Барбизоном». Многие лучшие произведения пейзажного и пейзажно-жанрового характера, экспонировавшиеся на художественных выставках 1960-1980-х годов, создавались на Академической даче. Позднее в 1970-1980 годы для нужд художников здесь были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное использование Академической дачи для занятия творчеством. К этому времени многие старожилы обзавелись в окрестных деревнях домами, обустроили мастерские, где могли жить и работать круглый год.

В 1964 году Академической даче было присвоено имя выдающегося русского живописца И. Е. Репина. В 1974 году рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник И. Е. Репину (скульптор О. Комов, архитектор Н. Комов), в честь 130-летия со дня рождения художника. В 2004 году на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска В. А. Кокореву. Хотя судьба Академической дачи сложилась более удачно, чем других творческих баз художников (например, того же Дома творчества художников в Старой Ладоге), но и она переживает сегодня тяжёлые времена, сохраняя скорее историческое значение.



Д. Маевский. Осенний мотив. 1972




Н. Тимков. Академическая дача. 1972




Н. Позднеев. Две старухи. 1960




С. Невельштейн. В окрестностях Академической дачи. 1946




Д. Маевский. Апрель. 1968




Н. Тимков. Русская зима. Иней. 1969




Н. Позднеев. Летом за чтением. 1959




Д. Маевский. Мартовское солнце. 1977




Н. Тимков. Август на Академичке. 1960




С. Невельштейн. Перед грозой. 1948




Н. Тимков. Пора сенокосная. 1963




Н. Позднеев. Наташа в каляске. 1960




Д. Маевский. Деревня Подол. 1980




Н. Тимков. Валентиновка. 1968




М. Копытцева. На купальне. 1954




Д. Маевский. Летний день в Подоле. 1970




Н. Позднеев. Натюрморт в траве. 1964




См. также: Академическая дача


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments